Опрос прессовый

Опрос прессовый
разновидность опроса анкетного. При О. п. анкета публикуется на страницах газет, журналов и возможность ее заполнения и возврата исследователям ограничена только совокупностью читателей соответствующего периодического издания, причем той ее частью, которая имеет право распоряжаться по своему усмотрению (генеральная совокупность). Следовательно, респонденты О. п. представляют собой совокупность лиц, добровольно откликнувшихся на призыв исследователей выразить свое мнение по поводу некоторой проблемы (выборочная совокупность).

Практически невозможно оценивать репрезентативность данных О. п., так как априори неизвестны распределения изучаемых признаков (даже минимально требуемого их количества типа пол, возраст и т. п.), а случай (решение суверенного читателя вернуть заполненную анкету) не соответствует статистическим распределениям случайных событий, на основании которых можно делать достоверные выводы о характеристиках генеральной совокупности (математический закон больших чисел). В свою очередь, указанная выше генеральная совокупность представляет собой лишь относительно небольшую (даже при миллионных тиражах издания) и потому специфическую часть населения, в связи с чем О. п. может быть использован лишь для изучения общественного мнения по тому кругу проблем, в котором читатели издания достаточно ориентируются. Достоинствами О. п. являются возможность оперативного зондажа общественного мнения определенной части населения по конкретной проблеме, событию; экономичность исследования (затраты материально-технические, финансовые, кадровые) относительно невелика; несомненная добровольность участия в О. п. ведет к добросовестному, искреннему заполнению анкеты, ведь анонимность ответа определяется волей респондента. Недостатки О. п. являются продолжением указанных его достоинств: невысокий уровень возврата (обычно менее 5 %) ведет к нерепрезентативности данных; ограниченность размера анкеты; высказывание в ответах вместо индивидуального мнения точку зрения ближайшего окружения.


Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. . 1990.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Опрос прессовый" в других словарях:

  • ОПРОС ПРЕССОВЫЙ — англ. survey, press; нем. Befragung, konzentrierte. Вид заочного анкетного опроса посредством публикации анкет в периодической печати. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ОПРОС ПРЕССОВЫЙ — метод сбора социологической информации посредством публикации анкет в периодической печати: журналах, газетах. Различают два вида О.П.: 1) когда редакция какого либо издания обращается к анкетному опросу с целью изучения своей читательской… …   Социология: Энциклопедия

  • ОПРОС АНКЕТНЫЙ — метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом [в присутствии анкетера индивидуально личном или… …   Социология: Энциклопедия

  • Опрос анкетный — один из основных видов социологического опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом (в отличие от интервью он сам читает вопросы анкеты и сам фиксирует свои ответы). Различают очный (или… …   Социологический справочник

  • ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ — исследование отношения больших соц. групп людей к актуальным проблемам действительности с помощью социологич. методов различн. рода опросов, наблюдений, анализа документов и т. д. Обществ. мнение изучается и др. способами, в том числе в ходе… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Бережливое производство — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Бережливое производство (lean pr …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»